Полина Степанова

От конных стойл до сцены: в петербургском театре раскрыли тайные замыслы предметов искусства

В юбилейный сезон Театра на Литейном Полина Степанова, театральный критик и педагог, организовала серию встреч, посвященных взаимодействию искусства и животного мира. Анастасия Бабарыкина побеседовала с экспертом о ее подходе и идеях, стоящих за проектом.

Встреча-лекция с Полиной Степановой

– Расскажите, как появилась идея проведения уникального цикла лекций в Театре «На Литейном»?

–  Идея возникла 4 года назад после лекции по теме «Капка и мировое искусство», когда директор театра, Сергей Анатольевич Морозов, предложил организовать цикл лекций. Мы начали с темы «13 самых красивых мужчин» и продолжили о вкусах – соленом, сладком, кислом и так далее. В этом году, отмечая 115-й сезон и учитывая историю здания как бывшей конюшни, мы решили, что каждая лекция будет посвящена животным.

– Как Вы выбираете темы для каждой встречи? Что вдохновляет Вас на выбор конкретной тематики?

– Выбор тем зависит от многих факторов. От истории здания театра, где мы проводим лекции, до сезонных и культурных аспектов. Мы стараемся подходить к этому выбору творчески и оригинально, чтобы каждая встреча была уникальным и познавательным событием.

– Ваша идея проведения лекций в театре, освещающих связь искусства с миром животных, кажется очень оригинальной. Как Вы пришли к такому необычному формату?

– Все наши встречи проходят каждый месяц 15 числа в уютном кафе театра. Это место в прошлом было конюшенным флигелем, где в XIX веке маленькие окошки освещали стойла красивых рысаков. Само пространство требует, чтобы в нем жили и дышали те герои, для которых здание строилось.

– Каким образом, на Ваш взгляд, атмосфера исторического места влияет на восприятие зрителей?

– Это место дышит историей. Стены, которые когда-то служили домом для лошадей, теперь оживают благодаря искусству и диалогу с аудиторией. Это создает особую атмосферу взаимодействия и погружения в тему.

– Какова структура этого года? Сколько встреч запланировано и какие темы будут освещаться?

– В этом году у нас запланировано семь встреч. Мы начали в октябре с лекции о лошадях, учитывая историю места. Далее будут лекции о деревьях, птицах, кошках, насекомых и других. Мы пропускаем январь, но продолжаем в феврале и марте.

– 15 ноября прошла встреча на тему «Собака – друг человека». Как это вписывается в общую концепцию Вашего цикла?

– Мы рассматриваем собаку как проекцию социальных связей и общества. Это не просто животное, а символ того, как человек видит себя через других – тех, кто всегда рядом, кто никогда не предаст. 

– Вы упомянули о значении собак в китайской культуре и пекинской опере. Можете рассказать об этом подробнее?

– В Китае все очень сложно с собаками. Это традиционные маски, важный элемент пекинской оперы. В спектаклях должны быть мужчины и женщины с раскрашенными лицами. Это отрицательные герои и комедийные роли. Мальчиков начинают учить играть все роли с трех лет, а первое, что они заучивают – это читалку Шэнь Дань Чау-Фен, где Шэнь и Дань – мужские и женские роли соответственно, а Фен – феникс. Эти считалки помогают детям быстро запоминать роли.

– Интересно. А как собака влияет на пластику актеров в классической пекинской опере?

– Актер, играющий комедийные роли, должен уметь красиво горбиться, как собаки, когда они отряхиваются. Его руки должны быть специфически расположены, словно он стоит на лапках. И даже с раскрашенным лицом или полузакрытой маской, он должен уметь морщить нос, как собака, когда ей что-то не нравится.

– А что можете сказать о роли собак в японской культуре и религии?

– В Японии собака – это священное животное. Во многих храмах, особенно в горных, при входе вас встречают статуи собак. Одна собака обычно изображена с открытым ртом, отгоняя злых духов, а другая – с закрытым, чтобы не пропустить их. Также существует божество с телом буддийского монаха и головой собаки, которое является покровителем беременных женщин.

Анастасия Бабарыкина