Максим Немцов

«Спектакль начинается с человека»

«Театр – это то место, где возможно абсолютно все». Актер и режиссер театра «Маяк» Максим Немцов рассказывает о своем творческом пути, проектах и о том, что надо брать все, что может дать тебе жизнь. 

– Как Вы оцениваете свою карьеру актера, и какие моменты в ней считаете наиболее значимыми?

– Мне очень сложно оценить свою работу, так как это всегда очень плавающее мнение. Где-то я себя хвалю, а где- то ругаю. Здесь больше ориентируюсь на отзывы и реакции зала. Я думаю, что это и есть самый значимый момент – счастливый зритель. Если люди продолжают ходить на твои представления и с каждым разом их становиться все больше, то это безусловно показатель хорошей работы!

– Какие факторы влияли на Вашу решительность стать актером?

– Во мне всегда боролось большое количество творчества: в детстве я мечтал стать и художником, и певцом, и актером, но время все расставило по местам. Очень повезло, что на пути попадались и попадаются отличные преподаватели, которые сформируют творческое видение. Ну и конечно же, огромное спасибо родителям, которые всегда поддерживают во всех моих начинаниях. Сначала в меня поверили родители, после – преподаватели, а теперь верит и зритель, и мои коллеги.  Очень важно, чтобы в тебя верили! Сейчас у меня есть несколько работ в кино и сериалах, небольших, и это, конечно же, опыт и развитие навыка. 

 – Что вдохновляет Вас на создание собственных режиссерских проектов?

– Все! Книги, картины, музыка, люди. Для меня самое яркое время для написания новых проектов – отпуск. Я могу остаться с собой наедине, поэтому, любое свободное время стараюсь посвятить только себе. Разгрузить мозг, увидеть или услышать что-то новое. Мне кажется, режиссерский успех – в насмотренности. Я сейчас про «увидел, скопировал и получил медальку». Это о том, что нужно больше смотреть, для развития своего глаза. Даже какие-то глупые на первый взгляд вещи могут подтолкнуть на создания чего- то удивительного. 

 – Расскажите о своем опыте сценарного писателя. Что Вас привлекает в этой сфере?

– Со сценарным искусством уже профессионально я познакомился в институте. Это сложная и кропотливая работа. Я бы даже сказал, что это отдельная вселенная, со своими законами и правилами. На первый взгляд все кажется очень простым: придумал историю и сидишь пишешь, а на практике все уже не так. Это длительный процесс, в котором, буквально за одно предложение может поменяться вся сюжетная линия, которую ты придумал изначально. И это нормально, это творческий процесс и творческий поиск. 

 У меня был интересный опыт написания сценария под диктовку. Я ходил по комнате и разговаривал за несколько персонажей, составляя диалог и описывая их состояние, а моя коллега записывала все это под диктовку. Со стороны это, конечно, выглядело странно и смешно, но результатом этого эксперимента я был очень доволен. 

 – Какие трудности Вы испытываете, работая одновременно актером, режиссером и сценаристом? Как Вы справляетесь с ними?

– Когда ты совмещаешь такое количество задач в одном проекте – это всегда сложно и нервно. Да, мне очень часто приходится сочетать все это в работе, но я не могу этим гордиться или рекламировать. Из плюсов является то, что ты знаешь весь сюжет, и каждое слово абсолютно любых персонажей, и можешь их направлять во время репетиции. Из минусов – это то, что нельзя увидеть финальную картинку здесь и сейчас. На данном этапе, на помощь, конечно же, приходит выпускающий режиссер, который занимается сведением стыков сцен. Здесь очень хорошо можно почувствовать разницу между съемками фильма и постановкой представления. В кино можно отснять сцену, посмотреть ее, что-то отредактировать и увидеть целостную картину уже в полном объеме. В постановке, к сожалению, такой возможности нет, ты не сможешь переиграть сцену перед зрителем. 

– Какую роль актера считаете наиболее сложной и наиболее интересной?

– Любимой из ролей в представлениях – образ Водяного из спектакля «Летучий корабль». Он очень хорошо мне лег по типажу и по настроению. А сложной, наверное, роль офицера полтавского полка в сериале «Союз спасения: время гнева», несколько съемочных дней в мороз, в тяжелом обмундировании с большим количеством массовки. Это был очень интересный проект, и очень сложный для меня в физическом плане. Но это очень крутой опыт, которым я горжусь! 

– Какими навыками и качествами, по вашему мнению, должен обладать современный актер?

– Харизмой, умением видеть и слышать. Быть увлеченным тем, что он делает и постоянно развивать себя и свой талант.

 – Как Вы относитесь к идее снять полнометражный фильм по вашему собственному сценарию? Есть ли у Вас такие планы?

– Да, в планах это есть. Год назад я получил дополнительное образование кинооператора, это было совершенно спонтанное решение, о чем я не жалею и считаю, что нужно постоянно себя совершенствовать и обновлять новыми знаниями и умениями. В ходе обучения я даже снял свой небольшой фильм «Мы помним» – об истории блокады города Калинин. Вообще все, что связанно с теми годами для меня очень важно. Я воспитан в семье, где бережно сохраняли и сохраняют память о сложных и героических моментах семьи. Фильм «Мы помним» был признан лучшим любительским фильмом на тему «героическое прошлое». Сейчас я полностью увлечен театром, но мысль об уже более серьезной съемке, с технической точки зрения, картины есть. Она так же будет затрагивать тему семьи, но уже в истории веры. Сейчас я не вижу себя в качестве киносценариста, поэтому в основу ляжет история человека, который занимается этим профессионально.

 – Какую роль в развитии театрального искусства играют независимые театры?

– Независимые театры играют огромную роль не только в развитии театрального искусства, но и в развитии культуры в целом. 80% работают на основе непрофессиональных актеров – это люди, которые посвящают себя творчеству в свободное от работы время. Они полностью отдаются этому делу, и для них это огромный шаг на встречу к искусству и, возможно, к детской нереализованной мечте. Здесь они могут наполнить свою жизнь ярким опытом и делом. Большое количество независимых театров каждый год выпускает сотни спектаклей на хорошем уровне. Это развивает наш творческий мир, дает здоровую конкуренцию театрам, имеющим известность, и исполняет мечты людей: стоять на сцене, быть услышанным. Независимые театры, как вид театрального искусства, живут очень давно и это главный показатель их актуальности и важности в нашем мире.

 – Какие проекты или роли Вы планируете в ближайшем будущем?

– Сейчас я работаю над несколькими проектами. Это детские театрализованные представления для театра «Маяк». В декабре этого года мы выпускаем новогоднюю историю по авторскому сценарию «Елочки-иголочки» – это абсолютно сумасшедшая история с такими же сумасшедшими персонажами. Будет очень много авторских песен, большое количество хореографии и, конечно же, сказочных декораций.

В мае следующего года мы покажем нашу новую версию «Приключения Буратино», по повести-сказке советского писателя Алексея Толстого. Нас ждет большая, сложная, но очень интересная работа!

Кристина Немцова

Фото из личного архива Максима Немцова