Ольга Птицева

«Особенное место для письма – это что-то внутри меня»

Писательница, автор известных романов «Выйди из шкафа» и «Там, где цветет полынь» Ольга Птицева за свою карьеру Ольга успела сменить несколько псевдонимов и поработать в разных издательствах. В своих произведениях она совмещает мистику и психологию, а также поднимает сложные проблемы, волнующие ее подростковую аудиторию. Таким образом Ольга освещает эти темы так, чтобы ее работы были не только интересны, но и полезны. На данный момент автор продолжает писать и переиздавать свои произведения с новыми обложками, созданными американским художником Кори Брикли. В начале этого года вышел сериал «Там, где цветет полынь», в основу которого лег одноименный роман Ольги Птицевой. 

Источник: Личный архив Ольги Птицевой

– Как вы придумали первый псевдоним «Олли Вингет»?

– Олли Вингет – это псевдоним, который мне был навязан в издательстве АСТ. Считалось, что юная аудитория не будет покупать русскоязычных авторов и нужно прикидываться иностранными, которые пишут Young Adult, а еще лучше, если будут гендерно-нейтральные иностранные авторы. Так появилась Олли Вингет. И это была абсолютно навязанная для меня история. Мне неприятна такая репрезентация себя как авторки. Благо, этот период достаточно быстро закончился, и я уже стала выпускаться под русским псевдонимом «Птицева». 

– Насколько изменилась ваша жизнь после выхода экранизации «Там, где цветет полынь»?

– Прямо жизнь после выхода сериала никак не поменялась, но это был очень приятный опыт. Огромное промо по всему городу Москве, мурал в Флаконе, билборды, реклама. Все было так удивительно и приятно. Я активно поучаствовала в выходе сериала и закрыла эту историю для себя, потому что это что-то отдельное от меня. Но опыт был интересный: премьера, красная дорожка, красивое платье. Я думаю, что это несколько увеличило мой личный бренд как писательницы и несколько помогло в заключении контрактов на новых проектах. То есть это теперь какая-то важная часть моего портфолио, но жизнь не изменилась.    

– Как вы узнали, что вашу книгу хотят экранизировать? 

– Это такая длинная история. Права начинали покупать в 2018 году, но во время пандемии все движения прекратились. О том, что съемки все-таки состоятся, я узнала летом 2021 года. Сидела в баре с приятелем, и мне пришло сообщение от одного моего знакомого, который работал на этом проекте, о том, что все в силе и скоро будут съемки. Это было невероятное ощущение, будто что-то волшебное происходит.

– Какие эмоции вы испытывали, когда впервые увидели экранизацию «Там, где цветет полынь» на большом экране?

– Это был достаточно шизофреничный опыт с экранизацией. Большое мероприятие – премьера в кинотеатре «Октябрь». Настоящая светская тусовка со всякими знаменитостями, и я себя чувствовала не очень в своей тарелке. Но со мной пришел «книжный десант». Там были мои подруги, редакторки, книжные блогерки, была моя агентка, муж, мы были все такие красивые и держались вместе. Я давала интервью разным изданиям, фотографировалась для светской хроники, пила игристое. Потом включили сериал, и это было очень странно, потому что он по мотивам, а не по сюжету моей книги. Я видела, как что-то пересекается и как чего-то абсолютно не было в моей книге. С чем-то я была согласна, с чем-то нет. Мне очень понравилась визуальная картинка, понравилось, как играют актеры, были вопросы к сюжету. И я испытала абсолютный фанатский восторг, ведь из главных ролей в этом сериале играет Риналь Мухаметов, которого я очень люблю еще со времен его работы в «Гоголь-центре». Поэтому был ком эмоций и впечатлений. Удивительный момент. 

Источник: Личный архив Ольги Птицевой

– Главный герой вашего произведения «Выйди из шкафа» переживает сильные психологические травмы, которые описываются настолько реалистично, что читатели буквально погружаются во внутренний мир героя. Скажите, что позволило вам написать настолько эмоционально сильную книгу?

– Перед тем как начать писать «Выйди из шкафа», я провела несколько глубоких интервью с психиаторкой – девушкой, которая работает с клиническими случаями. Мне нужно было понять и смоделировать в своей голове то, что происходит с человеком с тяжелым ментальным состоянием и травмами. Это была непростая работа, но без нее у меня бы не получилось уйти в глубину, а скорее картиночную, сериальную хтонь. Мне очень хотелось показать эмоциональный слом героя, поэтому я постаралась подойти с клинической точки зрения. Также в то время я уже сама начала ходить к психотерапевту, это мне помогло с вопросами профессиональной части героя, ведь Миша – писатель. Что-то, что происходило во мне, я перенесла на героя. Но да, именно консультации и глубокие интервью с психиаторкой очень помогли мне смоделировать образ главного героя. 

– В книге «Выйди из шкафа» некоторые действия сопровождаются музыкой. Почему вы упомянули именно этих исполнителей?

– Все плейлисты, которые я прикладываю к книгам или выкладываю у себя в соцсетях, – это песни, которые я слушаю и которые вдохновляют меня в процессе работы над текстом.  Поэтому «Обе Две», Shortparis, OQJAV, Zero People, IAMX, Linkin Park – это группы, которые каждый день в моем плейлисте, и их песни имеют неотрывную связь с тем, что я пишу и как я это делаю. Эти плейлисты, на мой взгляд атмосферные, и расширяют представление о романе, и мне важно, чтобы читатели имели к ним доступ.

Источник: группа ВК «Книжный магазин Республика» 

– Многие актеры рассказывают, что не любят пересматривать фильмы со своим участием, а как это у писателей? Перечитываете ли вы свои книги после выпуска?

– Я занимаюсь переизданием. Почти со всеми моими книгами происходит вторая жизнь и тут приходится перечитывать, редактировать. Но прям вот вечерочком сесть и почитать свою книжечку – у меня такого нет, потому что с каждой книгой связан какой-то большой период жизни, и не во все хочется возвращаться и оборачиваться так надолго, хочется смотреть вперед. Ну и в процессе написания, редактирования книги настолько много работаешь с текстом, что просто наизусть его уже знаешь, поэтому желания перечитать не возникает.

– У вас, скорее всего, бывают моменты, когда совершено не хочется писать. Что помогает Вам вернуть вдохновение?

– Писательство – это моя работа, поэтому чаще всего я просто сажусь и пишу, потому что есть дедлайны, обязательства, договоры. Есть издатели, которые ждут рукописи, есть читатели, которые ждут книги. И это все очень мотивирует. Но, конечно, бывает, когда руки опускаются, и тогда нужно увести себя в хорошее место с какими-нибудь близкими людьми, напитаться новых впечатлений, отдохнуть, перезагрузиться. Словом, как и с любой работой, которая требует перезагрузки, чтобы не выгореть. Так что бережно к себе: режим дня, сон, еда, отдых, прогулки, ходьба, терапия, чтение приятных книг, общение с дорогими людьми. Фокус на свое состояние – не давать себе выгореть, не давать себе устать так, чтобы понадобились большие усилия привести себя в порядок. Иногда себе нужно дать паузу, проорать в пол, а потом снова идти писать историю, которую нужно рассказать, в которую ты веришь, которая не дает тебе покоя – отличная мотивация не бросать.

– Какие книги или писатели дали вам когда-то мотивацию развиваться в этом направлении?

– Я много читала всегда, с самого раннего детства меня очень вдохновляли и поддерживали книги Владислава Петровича Крапивина. В начальной подростковости я прям зачитывалась Максом Фраем и Акуниным. Но больше всего мотивации и веры в себя мне дала моя коллега и подруга Марина Козинаки. Мы познакомились, когда у нее уже вышла первая книга, а я только начинала писать первую рукопись. Ее поддержка и вера в меня дали сил шагнуть и пойти в писательство.

Источник: Личный архив Ольги Птицевой

– Насколько вы следите за современными писателями? Может у вас есть кумиры среди них?

– Ну, наверное, кумиров я стараюсь для себя не создавать. А за современными писателями много слежу и много читаю моих коллег, особенно молодых. Мне очень нравится наше писательское поколение 30+, потому что это очень смелые, честные, искренние, идущие на контакт со своим читателем авторы и авторки. Я вдохновляюсь опытом своих коллег. Марина Козинаки, о которой я уже сказала, Саша Степанова – моя подруга и коллега, Женя Некрасова, Оксана Васякина, Марина Кочан, Илья Мамаев – Найлз, Катя Манойло, Леша Поляринов – это люди, которые восхищают тем, кто они, какие они, что они пишут. Мне очень много сил дает возможность равняться на них.

– Какая последняя книга, которую вы прочитали? Чем она вам понравилась или наоборот?

– Я много читаю что-то вместе, одновременно, но последняя книга, которая меня очень впечатлила – это «Пропавшие наши сердца» Селесты Инг. Это Young Adult, который через призму антиутопии рассказывает о реальном положении дел с дискриминацией по расовому признаку в Америке, о дискриминации азиатов. Я вообще ничего не знала об этой части истории и о концлагерях для японцев в Америке во время Второй мировой. Не знала о том, как сейчас живут и с какими сложностями сталкиваются азиаты в Америке. Меня поразила эта часть истории, поразила часть, связанная с изъятием детей как с карательным инструментом. И то, как Селеста Инг рассказала это историю с помощью сюжета антиутопии очень увлекательно и мощно, и еще оставила послесловие, где объясняет, в чем там дело, вне жанрового сюжета, для тех, кто не понял и не разобрался.   

– Где вы обычно пишете? Дома или у вас есть какие-то особенные места?

– Чаще всего я пишу дома, за своим рабочим столом. Тут у меня всякие книги, к которым я обращаюсь, тут у меня удобный диван, котик и вид из окна. Но я достаточно часто уезжаю в командировки, поэтому пишу в поездках: поездах, самолетах, на вокзалах. Пишу в кафе, когда между рабочими встречами есть время. Пишу заметки в транспорте. Я всегда нахожусь в работе с текстами, поэтому особенное место для письма – это что-то внутри меня.

– Что бы вы хотели сказать самой себе в начале пути?

– Не работай с плохими, токсичными людьми. Помни про самоцельность и самоценность того, что ты делаешь, держись своих.

Источник: Света Алистер

Владислава Никулина